Устойчивость путевой машины, расчет показателей устойчивости
Устойчивость путевой машины
Устойчивость путевой машины, расчет показателей устойчивости. Устойчивость путевой машины — это способность противостоять внешним силам, стремящимся отклонить от заданного направления движения и привести к сходу с рельсовой колеи, вызвать продольное или поперечное опрокидывание.
При работе, транспортировании и стоянке путевой машины на нее воздействуют различные по причинам возникновения и характеру статические и динамические нагрузки.
Потеря устойчивости машины происходит относительно ребра опрокидывания (левой, правой) рельсовой нити или точки опрокидывания. Критические условия устойчивости:
– поперечное опрокидывание при движении или на стоянке вследствие действия опрокидывающих моментов сил, спроектированных на поперечную вертикальную плоскость;
– продольное опрокидывание при движении или на стоянке вследствие действия опрокидывающих моментов сил, спроектированных на продольную вертикальную плоскость;
– сход с рельсов вследствие передачи на колесные пары боковых сил, например, вызванных взаимодействием рабочего органа и пути или при наличии больших продольных сил в поезде, вызывающих боковые силы в кривых.
Рассмотрим поперечную устойчивость путевой машины при движении в кривой заданного радиуса R, м, и с возвышением наружного рельса hВ, м, рис. 1. Корпус машины через рессорные комплекты, имеющие суммарную жесткость с одной стороны kЖ, опирается на две ходовых тележки.
Расчет показателей устойчивости
При расчете показателей устойчивости все силы, действующие на корпус и тележки, проектируются на поперечную плоскость (расчетная модель двух связанных упруго дисков).
В точках опрокидывания A и B по линии колес действуют реакции рельсов RA и RB, кН. На машину действуют нагрузки: GК и GТ – веса корпуса и тележек, кН; QК и QТ центробежные силы корпуса и тележек, связанные с движением к кривой, кН; PВК и PВТ – напоры ветра на корпус и тележки, кН; WРН – рабочая, кН.
Нагрузки приложены в соответствующих центрах тяжести и парусности корпуса и тележек на плече от УВГР.
Нагрузки, приложенные к корпусу, стремятся вызвать его боковой наклон («заваливание»), который вызывает смещение его центра тяжести и ухудшает устойчивость машины. С увеличением жесткости рессорных комплектов такой наклон уменьшается.
Машины, которые имеют далеко выносимые рабочие органы, оснащаются либо блокировкой рессор, либо часть опрокидывающих моментов передают на тяговый модуль. В первом случае расчетная схема упрощается до анализа устойчивости одного жесткого диска.
Смещение и поворот корпуса вокруг центра упругости C вызван моментами приложенных сил. Величина смещения d центра тяжести кузова, определенная из равновесия моментов, м:
В расчете показателей устойчивости принято, что cosa = 1 ввиду малости угла, поэтому вертикальная составляющая GКВ разложения веса корпуса равна его весу GК. Разложением сил QК, PВК и WРН пренебрегаем, поэтому считаем, что они, вместе с горизонтальной составляющей GКГ, условно направлены параллельно УВГР.
Угол наклона корпуса на рессорах, град:
Все активные силы, действующие на машину, можно привести к равнодействующей силе F, которая, помимо величины (модуля) характеризуется направленностью и линией действия рис. 1, б.
Опрокидывания не произойдет, если линия действия силы F будет проходить через опорную площадь на уровне головок рельсов между точками A и B. Точка пересечения C отражает критерий устойчивости:
где S — расстояние между точками возможного опрокидывания, м; e — расстояние от точки пересечения равнодействующей активных сил опорного контура до его середины, м.
Вертикальная составляющая Fв разложения равнодействующей распределяется между опорными точками A и B, вызывая реакции рельсов PA и PB. Составим два уравнения равновесия системы:
Решая совместно эти уравнения, найдем критерий устойчивости:
Реакции рельсов RА и RВ определятся из условий равновесия сил относительно точек возможного опрокидывания A и B, кН:
В формулах угол наклона УВГР к горизонту, град:
Центробежные силы инерции корпуса и тележек, кН:
где mК, mТ – массы корпуса и тележек, кг.
При расчете показателей устойчивости принимается, что ветровое давление на боковую поверхность корпуса и тележек машины составляет pВ = 0,5 кПа.
Соответственно, силы PВК и PВТ определяются умножением подветренных площадей на ветровое давление, а условные точки приложения этих сил – центры парусности – определяются из уравнений статических моментов элементов, составляющих площадь.
Положения центров тяжести корпуса и тележек относительно УВГР определяются из уравнений статических моментов весов элементов их конструкции. Веса составляющих элементов определяются в процессе выполнения развески конструкции машины или экспериментально путем непосредственного взвешивания ее конструктивных элементов.
Если машина имеет значительные по длине консольные части, в которых действуют вертикально направленные нагрузки (путеукладчики, дрезины с крановым оборудованием, головные снегоуборочные машины, роторные снегоочистители и др.), то возникает необходимость оценить ее продольную устойчивость.
Для двухосной машины предполагаемым ребром опрокидывания является колесная пара, а для машины с тележечной конструкцией экипажной части – шкворневые узлы соединения тележек с корпусом. В этих случаях коэффициент поперечной (продольной) устойчивости nпр определяется по известной зависимости Госгортехнадзора:
где – сумма моментов удерживающих сил; – сумма моментов опрокидывающих сил.
[…] дипломные работы жд техникумов « Устойчивость путевой машины, расчет показателей устой… Тяговый расчет путевых машин, расчет тяговых […]