Анализ хозяйственной деятельности дистанции пути
Анализ хозяйственной деятельности
Анализ хозяйственной деятельности имеет очень важное значение для деятельности предприятий путевого хозяйства.
Анализ хозяйственной деятельности позволяет своевременно выявить недостатки в работе предприятий и наметить меры по улучшению работы, распространению передового опыта и предупреждению выявленных недостатков.
При анализе выполнения плана эксплуатационных расходов путевого хозяйства по каждой группе затрат определяются факторы, вызвавшие недовыполнение плановых заданий и вскрываются имеющиеся резервы.
Основной метод анализа заключается в сравнении отчетных данных плановыми показателями, в результате чего представляется возможным определить степень выполнения плановых заданий, имеющиеся отклонения и т. д.
При более подробном анализе используют также сравнительные данные предыдущих отчетных периодов.
При анализе выполнения плана эксплуатации прежде всего определяют степень выполнения дистанциями пути утвержденных им качественных технико-производственных показателей, а затем устанавливают, а счет каких расходов (основных или накладных) достигнута экономия или перерасход средств и в какой мере сказалось на этих результатах перевыполнение или недовыполнение качественных показателей.
Далее рассматривают расходы по каждой группе, определяют выполнение норм затрат рабочей силы и материалов, производительность труда на отдельных работах и прежде всего, на текущем содержании пути, себестоимость работ и т. п.
Выполнение эксплуатационного плана путевого хозяйства
После общего рассмотрения результатов выполнения плана эксплуатационных расходов дистанции пути анализируют выполнение производственно-финансовых заданий отдельными околотками.
Основными вопросами анализа выполнения эксплуатационного плана путевого хозяйства являются: степень выполнения технико-производственных показателей, себестоимость текущего содержания пути, использование рабочей силы и фонда заработной платы, производительность труда на текущем содержании пути, затраты по одиночной смене материалов верхнего строения пути.
Одним из необходимых условий рентабельности путевого хозяйства является выполнение дистанциями пути установленных технико-производственных показателей.
Так как при перевыполнении показателей дистанциям пути начисляются дополнительные средства (сверх расчетной стоимости, установленной по плану), то дистанции пути, выполнившие и перевыполнившие эти показатели, одновременно с улучшением состояния путевого хозяйства обеспечивают снижение себестоимости работ, выполняют планы прибылей и создают условия для материального поощрения работников.
При невыполнении технико-производственных показателей, как правило, не выполняются и задания финансового плана, поскольку из плановых ассигнований таких дистанций производятся соответствующие удержания средств, а это приводит к ухудшению состояния путевого хозяйства, повышению себестоимости работ, убыткам в работе дистанций пути.
Себестоимость текущего содержания пути
Наиболее полно анализ хозяйственной деятельности того или иного подразделения характеризует себестоимость. Себестоимость текущего содержания пути определяется величиной эксплуатационных расходов, приходящихся на 1 км развернутой длины главных и станционных путей.
Уровень себестоимости этих работ показывает, насколько рационально используются в путевом хозяйстве трудовые, материальные и технические средства.
Себестоимость текущего содержания пути в целом по сети железных дорог за ряд лет характеризуется определенными данными, точно сказать, что снижение себестоимости текущего содержания 1 км пути только на 1 % дает экономию более 8,5 тыс. руб. в год на каждой дистанции пути.
При анализе себестоимости текущего содержания пути нельзя ограничиваться только средними данными по дороге или дистанции.
Необходимо определить себестоимость этих работ по каждой дистанции пути и околотку. На величину себестоимости текущего содержания пути оказывают большое влияние некоторые показатели.
Повышенные затраты рабочей силы на содержание пути свидетельствуют о недостаточном уровне производительности труда на этих работах, а также о наличии производственных недостатков в использовании рабочей силы.
Уровень накладных расходов, приходящихся на 1 км пути, характеризует качество организационной структуры дистанции пути.
Значительная величина этих расходов на дистанции указывает на необходимость сокращения численности непроизводственного персонала. Непроизводительные расходы свидетельствуют о плохой организации работ на предприятии. Поэтому анализу причин, порождающих такие расходы, должно быть уделено особое внимание.
Анализ расходов по текущему содержанию пути
При анализе расходов по текущему содержанию пути надо обращать также внимание на недопустимость получения «экономии» за счет ухудшения состояния пути, вызываемого недокомплектом рабочей силы и недоукладкой в путь материалов.
Если, например, дистанция пути уложила в путь материалов меньше, чем предусматривалось планом, или систематически недодерживала контингент на текущем содержании пути, то ухудшение состояния путевого хозяйства будет установлено не сразу.
Запущенность резко возрастет через некоторое время и потребуется дополнительная затрата средств для ее ликвидации. Поэтому установленные объемы работ должны выполняться и в путь должны укладываться полностью все материалы.
Показатель расхода рабочей силы
В тесной связи с себестоимостью текущего содержания пути находится показатель расхода рабочей силы на 1 км приведенной длины путей.
Этот показатель характеризует уровень производительности труда на текущем содержании пути и качество использования рабочей силы.
Выполнение заданий по производительности труда следует определять как по дороге в целом, так и по каждой дистанции.
Анализируя расход рабочей силы на текущем содержании пути, необходимо обращать особое внимание на недопустимость отвлечения рабочих с текущего содержания на другие работы, изыскивать внутренние резервы повышения производительности труда, способы улучшения использования путевых рабочих.
Следует иметь в виду, что показатели расхода рабочей силы на текущем содержании пути надо рассматривать в тесной увязке с качеством работ, предупреждать такое положение, когда снижение расхода рабочей силы на 1 км пути повлекло бы за собой ухудшение состояния путевого хозяйства.
Анализ хозяйственной деятельности выполнения плана одиночной смены материалов верхнего строения пути сводится к сопоставлению отчетных данных по смене этих материалов и их стоимости с заданием.
Анализ выполнения плана капитального ремонта
Анализ выполнения плана капитального ремонта необходимо начинать с рассмотрения плановых и отчетных объемных показателей по каждому виду работ.
Кроме того, следует тщательно проанализировать себестоимость работ по капитальному, среднему и подъемочному ремонту пути; это поможет вскрыть недостатки в технологии производства работ, в организации труда и использовании механизмов, обнаружить всякого рода излишества, допускаемые на этих работах.
Практика показывает, что перерасходы на работах по капитальному ремонту происходят в основном по следующим причинам: из-за неправильного начисления накладных расходов, когда отдельные работы, входящие, например, в комплекс капитального ремонта пути, выделяют и на них составляют отдельные сметы с применением повышенных накладных расходов; в результате того, что в калькуляциях на капитальный, средний и подъемочный ремонт пути предусматривается расход материалов верхнего строения значительно выше установленных норм, в результате чего из пути изымаются еще годные материалы; в связи с завышением объемов работ, выполняемых в общем комплексе капитального, среднего и подъемочного ремонта пути.
На себестоимость путевых работ оказывают большое влияние также своевременная и комплектная поставка материалов верхнего строения. Некомплектная поставка материалов (например, рельсы без скреплений) или поставка их с большим опозданием приводит к удорожанию себестоимости ремонтных работ.
Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия или организации завершается разработкой мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков и выполнение установленных заданий по объему работ, росту производительности труда и снижению себестоимости.