Транспортный маркетинг для железной дороги
Транспортный маркетинг
Транспортный маркетинг для железной дороги — это система рыночного управления деятельностью предприятий и обеспечения реализации их товаров и услуг. Рассмотрим подробнее транспортный маркетинг.
Транспортный маркетинг имеет специфику в силу следующих особенностей самой отрасли и ее продукции:
- во-первых, сфера материального производства, оказывающая транспортные услуги, почти не применяет сырье, используя в основном орудия производства;
- во-вторых, транспорт представляет собой материальное производство, необходимость в котором возникает не в сфере непосредственного создания материальных богатств, а в сфере обращения, доставки товаров к месту потребления или использования;
- в-третьих, особенностью транспортной продукции является то, что при оказании транспортных услуг производство и потребление составляют единое целое, т.е. транспортная продукция проявляется лишь в движении, в перемещении от производителя к потребителю.
Таким образом, транспортный комплекс представляет собой инфраструктурный элемент процесса воспроизводства. Именно в условиях формирования и развития рыночных отношений и рынка маркетинговая стратегия управления железнодорожным транспортом и его предприятиями становится особенно важной.
Для железной дороги маркетинг — это система рыночного управления деятельностью предприятий и обеспечения реализации их товаров и услуг, основанная на тщательном комплексном изучении рынка и запросов покупателей в целях создания оптимальных экономических условий протекания всего производственного процесса как единого целого.
Результатом транспортного процесса является перевозка (транспортировка) грузов и пассажиров — особый вид услуг. Каждое перемещение, как и любой материальный продукт, содержит в себе долю общественно необходимого труда, который находит свое выражение в тарифе.
В основе транспортной услуги лежит безопасность движения и скорость. Если скорость равна общественно возможной (или выше), то вступает в действие фактор качества перевозки.
При более низких скоростях движения услуга может стать некачественной и неконкурентоспособной. При соблюдении фактора скорости перевозки грузов начинают играть роль факторы качества — своевременность и сохранность; при перемещении пассажиров — факторы своевременности и комфорта.
Крайне важно обеспечить опережение предложения транспортных услуг по сравнению с быстроизменяющимся и растущим платежеспособным спросом; регулярный анализ всего спектра транспортных услуг, приносящих основные доходы.
Применительно к дистанции пути транспортный маркетинг — вид управленческой деятельности, направленный на удовлетворение запросов потребителей: обеспечение надлежащего состояния железнодорожного пути и всех его обустройств, полного соответствия этого состояния эксплуатационным требованиям, а также увеличение доходов дистанции на основе развития подсобно-вспомогательной деятельности.
Для путевой машинной станции транспортный маркетинг — вид управленческой деятельности, направленный на удовлетворение запросов потребителей продукции ПМС: обеспечение наибольшего объема и надлежащего качества ремонтно-путевых работ, полного соответствия предъявляемых к сдаче отремонтированных путей требованиям нормативных документов, а также увеличение доходов ПМС на основе развития подсобно-вспомогательной деятельности.
Основными целями развития маркетинга в дистанциях пути и ПМС являются: получение дополнительной прибыли; удовлетворение нужд потребителей в услугах и товарах, производимых в дистанциях пути и ПМС; удовлетворение социальных потребностей работников этих предприятий поэтапное развитие форм и методов предпринимательской деятельности при переходе к рыночной экономике.
Организация транспортного маркетинга и всей подсобно-вспомогательной деятельности должна способствовать более эффективному выполнению основной деятельности путейских предприятий — обеспечению безопасного и бесперебойного процесса перевозок в части, зависящей от путевого хозяйства.