Структура управления путевым хозяйством, основные принципы
Структура управления путевым хозяйством
Структура управления путевым хозяйством, основные принципы. По мере усложнения условий эксплуатации порядок управления путевого хозяйства трансформировался в сложную многослойную конфигурацию, компоненты которой должны быть подчинены единой стратегии – адаптирование структурных составляющих к изменяющимся условиям работы железных дорог.
Основные принципы построения порядка управления путевого хозяйства следующие:
– процесс адаптации системы должен предшествовать периоду наступления ситуаций с более сложными условиями эксплуатации пути и строиться на основе долгосрочного прогноза работы железнодорожного транспорта;
– комплексная программа система ведения путевого хозяйства должна обеспечивать синхронное развитие всех компонентов системы;
– развитие системы должно сводиться к принятию единых принципов, правил и функций управления, определяющих ком-плексные изменения эксплуатационных возможностей железнодорожного пути, технологии его обслуживания, обеспечения материально-технической базы для решения этих задач;
– стратегия использования пути определяется совокупностью нормативов, регламентирующих режим его эксплуатации с соответствующим уровнем скоростей, обеспечивающих безопасность движения поездов, а также предоставление необходимых перерывов для технического обслуживания в рамках единого технологического процесса с перевозками и достижением наивысшей эффективности функционирования в системе всего железнодорожного транспорта;
– стратегия технического обслуживания пути определяется со-вокупностью допустимых параметров его состояния, технологических нормативов и регламентом мониторинга с принятием решений об объемах и сроках проведения работ на основе информации о фактическом техническом состоянии пути предъявляемым эксплуатационным требованиям, обеспечивающих наименьшие затраты, при достаточном обеспечении ресурсами.
Исходя из перечисленных принципов структура управления путевым хозяйством, комплексная Программа система ведения путевого хозяйства связывает в единый комплекс компоненты:
– классификацию пути, как базовый элемент структуры всей системы, отражающий условия эксплуатации;
– типизацию верхнего строения пути, регламентирующую его мощность и использование новых или старогодных материалов в зависимости от класса, обеспечивающую требуемый уровень несущей способности;
– систематизацию путевых работ с разбиением их на две ведущие группы: ремонт и текущее содержание пути;
– формализацию ремонтных схем по классам пути, определяющую виды работ и их периодичность, исходя из регламентной наработки по пропущенному тоннажу или в годах, или по реальному состоянию пути в соответствии с критериями оценки работоспособности отдельных элементов пути;
– стандартизацию способов производства ремонтных работ, обусловленную применяемыми техническими средствами и, продолжительностью регламентируемых «окон» в движении поездов;
– принятие единых принципов организации текущего содержания, определяемой уровнем стабильности пути, эффективным соотношением затрат с ремонтными работами, способами производства работ и возможностями их выполнения по условиям движения поездов;
– мониторинг пути;
– организационную структуру управления путевым хозяйством;
– систему материально-технического обеспечения; – социально-кадровое обеспечение.
На основе перечисленных принципов и положений разработано «Положение о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации», в дальнейшем «Положение», было впервые введено приказом МПС от 16.08.94 г. № 12Ц в связи с необходимостью перехода на ресурсосберегающие технологии, оснащения путевого хозяйства современными путевыми машинами, в первую очередь машинами для глубокой очистки щебня, устраняющими переподъемку пути при его ремонтах и способствующими повышению долговременности стабильного состояния пути после ремонтов.
Согласно «Положения», в зависимости от сочетания грузонапряженности и максимально допустимых скоростей движения пассажирских и грузовых поездов разработана классификация (табл. 1) железнодорожных путей.
По грузонапряженности все пути подразделяются на пять групп, которые обозначаются буквами – Б, В, Г, Д, Е, по допускаемым скоростям – на 7 категорий, обозначенных цифровыми индексами — 1, 2, . . . , 7.
Классы путей Таблица 1
Группа пути |
Грузонапряженность, млн. т. км брутто/км в год |
Категория пути – допустимые скорости движения поездов (числитель – пассажирские, знаменатель – грузовые), км/ч |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
121–140
>80 |
101-120
>70 |
81-100
>60 |
61-80
>50 |
41-60
>40 |
40 именее |
Станционные, подъездные и прочие пути |
|||
Главные пути |
|||||||||
Б В Г Д Е |
Более 50
25 – 50 10 – 25 5 – 10 5 и менее |
1 1 1 2 3 |
1 1 2 3 3 |
1 2 3 3 3 |
2 2 3 3 4 |
2 3 3 4 4 |
3 3 3 4 4 |
5 |
Классы, представляющие собой сочетание групп и категорий путей, обозначаются цифрами – 1, 2, …, 5. Принадлежность пути соответствующему классу, группе и категории обозначаются сочетаниями цифр и буквы: первая цифра – класс пути, вторая буква – (группа пути), третья цифра – категория пути