Вагон-дефектоскоп
Вагон-дефектоскоп относится к числу средств скоростной дефектоскопии рельсов в пути. Как же работает вагон дефектоскоп.
При существующей конструкции и параметрах аппаратуры вагона, максимальная рабочая скорость составляет 70 км/ч.
При этой скорости дефектоскопом могут быть выявлены внутренние дефекты в виде поперечных трещин в головке рельсов, которые поражают более 30—35% площади сечения головки и залегающие в глубине до 5—6 мм от поверхности ее катания.
Выявляются также продольные вертикальные и горизонтальные трещины в головке как внутренние, так и выходящие на поверхность, залегающие на сравнительно небольшой глубине (до 4—5 мм).
Не выявляются дефекты в стыках в области накладок, в подошве и шейке рельсов и в сварных стыках, за исключением сильно развитых поперечных трещин усталостного характера.
Блок-схема дефектоскопа для контроля одной рельсовой нити дана на рисунке.
Принцип действия вагона-дефектоскопа основан на использовании магнитодинамического метода контроля.
Метод состоит в том, что при намагничивании рельсов в движении постоянным полем магнита, в них возникают вихревые токи, и выявление дефектов происходит при одновременном действии двух факторов: изменения магнитного потока в зоне дефекта и плотности вихревых токов, которые обтекают трещину.
На поверхности рельса в зоне обнаруженного дефекта возникает местное изменение магнитного поля, которое называют магнитодинамическим полем дефекта.
При увеличении скорости движения растет интенсивность наводимых в рельсах вихревых токов, увеличивается их роль в формировании динамических полей дефектов, что сказывается на их величине и форме.
При достаточно больших скоростях (15—20 км/ч и выше) вагон-дефектоскоп выявляет дефекты в виде поперечных контактно-усталостных трещин в головке начинают оказывать весьма заметное влияние на общий характер распределения вихревых токов в головке, в результате чего форма магнитодинамического поля этих дефектов существенно изменяется по сравнению с магнитостатическим и приобретает некоторые характерные особенности.
Выявляются дефекты в виде продольных трещин, которые при низких скоростях не выявлялись. Элементы рельсовых скреплений, сварные стыки и некоторые виды поверхностных повреждений головки (выбоксовины, раковины и др.) не оказывают заметного влияния на общий характер распределения вихревых токов в головке. Поэтому форма их магнитодинамических полей практически не зависит от скорости движения.
Благодаря отмеченному влиянию скорости движения на форму магнитодинамических полей дефектов и поверхностных повреждении становится возможным производить оценку показаний дефектоскопа по форме сигналов, возникающих в его искательных устройствах.
В вагоне-дефектоскопе используются искательные устройства индукционного типа в виде одиночной катушки, реагирующей на изменение продольной составляющей магнитного поля над рельсом. В движении в искателе наводится э. д. с. в виде отдельных импульсов (сигналов), которые имеют различную величину, длительность и форму.
После предварительного усиления (или без усиления) эти импульсы э. д. с. регистрируются осциллографическими гальванометрами (вибраторами) на кинопленке. Для регистрации применяются малоинерционные вибраторы с тем, чтобы во всем рабочем интервале скоростей дефектоскопа (20—70 км/ч) форма сигналов воспроизводилась без заметных искажений,
После обработки кинопленки осциллограммы подвергаются расшифровке. Процесс расшифровки заключается в визуальном просмотре осциллограмм, отыскании на них сигналов, вызванных рельсовыми повреждениями и разделении этих сигналов по некоторым характерным признакам формы на сигналы от дефектов и поверхностных повреждений, в определении путевых координат выявленных дефектов.
Pingback: Расшифровка осциллограмм вагона-дефектоскопа