Расшифровка осциллограмм вагона-дефектоскопа

Расшифровка осциллограмм

Расшифровка осциллограммРасшифровка осциллограмм — это тщательное изучение отсканированной вагоном кинопленки. В статье рассмотрим что такое и для чего нужна расшифровка осциллограмм.

Расшифровка осциллограмм заключается в визуальном просмотре записей, отыскании на них сигналов, которые могут быть сигналами от рельсовых повреждений, в установлении характера этих повреждений по некоторым характерным признакам форм сигналов и определении путевых координат выявленных дефектов. По результатам расшифровки составляется ведомость, по которой линейные работники производят смену выявленных остродефектных рельсов, либо производят натурный осмотр и вторичный контроль тех рельсов, степень дефектности которых невозможно было определить при расшифровке осциллограмм.

Расшифровка осциллограмм — одна из наиболее ответственных операций в общей технологии контроля рельсов вагонами-дефектоско­пами. Она требует от оператора большой сосредоточенности, внимания, навыков по отысканию сигналов, особенно в зоне рельсовых стыков и на сильно поврежденных рельсах, постоянного изучения форм сигналов и тех повреждений рельсов, которыми вызваны эти сигналы.

Поэтому, как правило, расшифровка осциллограмм должна производиться двумя операторами одновременно, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга.

Практикой выработаны следующие основные правила расшифровки осциллограмм. Кинопленка всегда должна рассматриваться со стороны эмульсии в направлении счета километров. Особенно внимательно должна просматриваться зона рельсовых стыков, в которой чаще всего возникают дефекты 21, сигналы от которых нередко почти сливаются с сигналами от начала и конца стыковых накладок.

При заполнении ведомости выявленных дефектных рельсов указывается номер пути, километра, звена и нити пути, а также точные координаты дефекта в пределах звена по сигналам от прокладок. Счет звеньев производится, как правило, по той нити пути, на которой обнаружен дефект.

За первое звено принимается то, на котором имеется сигнал от «упорки» (подкладки, пришитой к шпале и упирающейся одним концом в шейку рельса). Во избежание могущих быть ошибок при счете звеньев на пути в ведомости указываются дополнительные ориентиры: переезды, укороченные звенья, мосты и т. д.

Форма импульсных сигналов, возникающих в искателях, определя­ется характером изменения магнитного поля (потока) над рельсом.

Подкладки вызывают местное довольно плавное уменьшение    магнитного поля на сравнительно большой протяженности по длине рельса  Поэтому сигналы от них представляют собой знакопеременные, почти симметричные импульсы с относительно большой длительностью и малой амплитудой.

При рассмотрении кинопленки по направлению движения эти импульсы начинаются отрицательной (направленной вниз) амплитудой, заканчиваются положительной (направленной вверх). Сигналы чередуются с определенной последовательностью, так что осциллограммы представляют собой непрерывную волнистую линию. Переход импульсов через нулевую линию соответствует середине подкладок (шпал).

Начало и конец стыковых накладок дают практически одно полярные отрицательный и положительный импульсы соответственно со значительно большей, чем от подкладок, амплитудой и меньшей длитель­ностью.

Стыковой зазор дает кратковременный знакопеременный сигнал начинающийся с положительной полуволны амплитуда сигналов от стыков в несколько десятков раз больше, чем от подкладок (рис. 1).

Расшифровка осциллограмм вагона дефектоскопа

Рис. 1. Магнитный поток в рельсе и напряжение в искательной катушке

На фоне сигналов от подкладок возникают сигналы от различного рода повреждений и дефектов головки рельсов. Характерным для этих сигналов является сравнительно небольшая их длительность (в 10—15 раз меньше, чем длительность сигналов от подкладок). Ам­плитуда этих сигналов зависит от степени развития дефекта.

Но даже сравнительно небольшие дефекты и поверхностные повреждения ме­талла дают сигналы, сравнимые по амплитуде с сигналами подкладок. Это объясняется тем, что поля дефектов имеют в несколько раз мень­шую протяженность по длине рельса по сравнению с полями подкла­док, и, следовательно, большую производную по времени, т. е. большей величины импульсы э. д. с.

Сигналы от неопасных поверхностных повреждений характери­зуются большим разнообразием форм и практически очень трудно по форме сигнала определить характер повреждения, да это оператору и не требуется, так как рельсы с такими повреждениями в большинстве случаев не относятся к разряду дефектных.

Сигналы от дефектов  рельсов характеризуются сравнительно небольшим количеством характерных импульсов э. д. с. благодаря чему их удается визуально выделять среди множества других сигналов  При этом точность оценки показаний дефектоскопа во многом зависит от величины сигналов.

Сравнительно не трудно разделять сигналы от дефектов и поверхностных повреждений с относительной амплитудой 4—5 Ап и более, где Ап — амплитуда сигналов от подкладок. Разделять сигналы с меньшей амплитудой (1,5—3 Ап) значительно сложнее вследствие того, что в ряде случаев они не отличаются по форме.

Сигналы же с относительной амплитудой менее 1,5 Ап по су­ществующим правилам расшифровка осциллограмм могут вообще не приниматься во внимание по этой причине, хотя это вовсе не означает  что такие малые сигналы совершенно невозможно разделить.

В ряде случаев опытным шифровальщикам удается производить оценку и малых сигналов, однако достоверность такой оценки, как правило, невысока и всегда требуется производить вторичный контроль рельсов по таким сигналам.

Поперечным контактно-усталостным трещинам в головке (дефект 21) соответствует несколько разновидностей форм сигналов, которые в известной мере отражают степень развития дефекта. Наиболее типичные сигналы от таких дефектов приведены на рис. 2.

Одной из наиболее характерных особенностей их является резко выраженная асимметрия  амплитуда отрицательной части сигнала обычно в 3—4 и более раз превышает максимальную положительную амплитуду.

В большинстве случаев внутренние дефекты записываются сигналами формы а и б с относительной амплитудой до 3—4 Ап. Дефекты с выходом обычно фиксируются сигналами типа в и г, относительная амплитуда которых, как правило, больше 3—4 Ап.

Сильно развитые дефекты с выходом, поражающие большую часть головки, а также заходящие в шейку, записываются сигналами типа д и е. Сигналами типа е записываются также поперечные изломы рельсов. Амплитуда сигналов типа д и е обычно во много раз превышает амплитуду сигналов от подкладок.

Расшифровка осциллограмм вагона дефектоскопа

Рис. 2. Типичные сигналы от дефектов 21.2

Второй очень важный отличительный признак формы сигналов дефектов 21 — соотношение амплитуд положительных частей сигнала; амплитуда правой части всегда больше или в крайнем случае равна амплитуде левой части.

Исключения из этого правила составляют: сигналы от сильноразвитых дефектов с выходом (сигналы д и е), от большинства дефектов при скорости движения ниже 15—20 км/ч, когда дефект «неправильно» ориентирован, т. е. трещина имеет наклон в направлении движения не сверху вниз, а наоборот.

Это может про­исходить в перекантованных рельсах и на однопутных участках пути, когда контроль осуществляется не в преимущественном направлении движения грузовых поездов.

В случае внутренних дефектов, сигналы от которых обычно сравнимы по величине с сигналами поверхностных повреждений, отмеченные отклонения в соотношении амплитуд левой и правой части сигнала создают серьезные трудности в расшифровке осциллограмм.

Дело в том, что значительное число сигналов от поверхностных повреждений отличаются от сигналов дефектов 21 только тем, что у них левая положительная амплитуда больше правой. А так как таких сигналов на кинопленке встречается очень много, то оператор обычно не обращает на них внимания, за исключением тех, амплитуда которых во много раз превосходит уровень фона.

Продольные горизонтальные расслоения головки (дефект З0Г) записываются отрицательными симметричными сигналами, амплитуда и длительность которых зависит от степени развития дефекта и длины трещины.

При большой длине трещины в средней части сигнала образуется потемнение, которое характеризует кратковременную остановку процесса изменения э. д. с. в искателе над средней частью дефекта. Образцы сигналов от дефектов З0Г приведены на рис. 3.

Расшифровка осциллограмм вагона дефектоскопа

Рис 3. Образец записи дефекта 30Г.2 на кинопленке

Аналогичными сигналами записываются продольные вертикальные расслоения головки (дефект З0В). В случае большой протяженности трещины в средней части сигнала обычно имеется ряд небольших сигналов разнообразной формы, вызванных неровностями расслоения.

При обнаружении в процессе просмотра осциллограмм сигнала, который по внешним признакам может быть сигналом от дефекта, оператор внимательно должен рассмотреть его через лупу 5—10-кратного увеличения с тем, чтобы по совокупности описанных выше и ряду других менее характерных признаков произвести его оценку.

В случае сильноразвитого дефекта, сигнал от которого в большинстве случаев обладает всеми ярко выраженными для его однозначной оценки признаками, этого обычно бывает вполне достаточно. При слаборазвитом дефекте, сигнал от которого, как правило, невелик и не имеет еще характерных признаков формы, для окончательной оценки необходимо привлекать кинопленку предыдущих проездов поданному участку.

Если на кинопленке данного проезда сигнал имеет ряд признаков сигнала от дефекта и увеличился по сравнению с со­ответствующим сигналом на кинопленке предыдущего проезда, то он вызван дефектом, который за прошедший период времени между проездами развился и дал больший по величине сигнал.

Если же на кинопленке предыдущего проезда сигнал был такой же по величине или вырос незначительно, то следует привлечь кинопленку еще более раннего проезда и сопоставить сигналы с ней. Наилучшие результаты при этом достигаются, если кинопленка предыдущего проезда имеет 20—25-дневную давность на участках с грузонапряженностью до 60—70 млн. и 12—15-дневную давность на более грузонапряженных линиях.

Если на кинопленке предыдущего проезда не было сигнала, то рельс обычно дается для осмотра и вторичного контроля. Это связано с тем, что сигналы, очень похожие на сигналы от дефектов 21, могут возникать в искателе при попадании под него посторонних предметов.

В этом случае при предыдущем проезде сигналы на осциллограмме будут отсутствовать. Однако не исключено, что если дефект 21 развивался в рельсе очень интенсивно, а кинопленка предыдущего проезда была большой давности, то на ней сигнал также может отсутствовать. Поэтому в данной ситуации рельс необходимо тщательно осмотреть и вторично проконтролировать его съемными дефектоскопами.

Для вторичного контроля рельсов по показаниям вагона-дефекто­скопа могут быть использованы все типы съемных рельсовых дефекто­скопов. При этом дефектоскоп МРД должен быть обязательно снабжен подголовочным искателем, при помощи которого следует тщательно обследовать подозреваемое сечение головки рельса.

В случае обнаружения при расшифровке осциллограмм лопнувших рельсов или же рельсов с сильноразвитым дефектом 21 с выходом, которые создают прямую угрозу для безопасности движения поездов, работники вагона-дефектоскопа обязаны об этом немедленно поставить в известность местных работников пути для принятия мер.

Помощь студентам железнодорожникам

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

4 Comments

  • Олег говорит :

    Магнитная дефектоскопия это вчерашний день (покрайне мере в том виде , что здесь описан). У меня стаж в дефектоскопии 15 лет и даже я этого незастал.

    • admin говорит :

      Спасибо за комментарий, опыта в дефектоскопии такого как у Вас у меня нет, и мне будут очень полезны Ваши рекомендации. Но этот сайт не только для работников, но и для студентов, а я сам недавно закончил учебное заведение и такие вопросы там, к удивлению, еще есть.

  • Олег говорит :

    Принцыпы магнитного метода верны, но давно используется ультразвук.

    • admin говорит :

      Будем развивать рубрику ДЕФЕКТОСКОПИЯ, на ультразвуке:)

Post a new comment

Your email will not be published.
Submitting comment...